Благодарю за вдохновление своих замечательных маму и папу, которые всегда поощряли нас в детстве на самоопределение и помогали быть теми, кто мы есть. "Дочи, мы в вас верим!" - говорили они нам. И это самое главное - вера в возможности ребенка!
Ух ты как он кидает сильно мяч, наверное, он может быть баскетболистом. Как красиво он поет, да он певец будет. Как ребенок интересуется ручкой - ученый.
Для чего мы с раннего возраста ребенка приучаем его, что ему надо кем-то обязательно быть? Настоящая самореализация наступает тогда, когда человек просто живет и наслаждаться тем, что ему нравится. Ребенок просто играет, а его уже называют ты - врач, ты - обезьянка, ты, ты, ты.... так формируется портрет ребенка о самом себе, и потом когда среднестатистический ребенок выпускается из школы, он потерян и растерян, потому что он потерял себя за сотнями одежек, которые ему одели на его личность "Я" родители, друзья, учителя...Человек просто не умеет чувствовать свои дары, которые ему суждено привнести в мир, и не знает, что ему нравится делать.
Если не ТЫ-кать, то как по-другому?
Можно использовать рефлексивное слушание - то есть отражать то, что делает ребенок, его чувства и эмоции. Подробнее об умении слушать можно почитать в статье "Умение слушать".Я приведу пару примеров рефлексивного слушания из своего опыта.
1. Ребенок кидает далеко мяч.
Мама, папа, баба или деда, тетя...: Я вижу, как ты улыбаешься, когда кидаешь так далеко мяч. Тебе нравится, когда мяч летит далеко, да?
2. Ребенок пишет ручкой по бумаге:
Мама, папа, баба или деда, тетя...: ух ты, ты любишь писать ручкой по бумаге, тебе нравится это, да?
3. Ребенок увлеченно читает книжку вслух:
Мама, папа, баба или деда, тетя...: дорогой наш, я слышу, как с выражением и чувством ты читаешь книги, ты получешь от этого огромного удовольствие, да?
Задача рефлективного слушания - это именно ОТРАЖАТЬ (ГОВОРИТЬ),
во-первых, факты - что делает ребенок - действия описываются глаголами, например, ты пишешь, рисуешь, прыгаешь, читаешь...
во-вторых, чувства и эмоции ребенка по отношению к этим фактам, например, ты переживаешь, радуешься, гневаешься, смеешься.
Этот же принцип применим к отражению себя взрослым, например, я злая сейчас, когда ты разлил молоко; я радуюсь, когда вижу, как ты убираешь свои игрушки. Но об этом в другой статье.
Используя рефлексивное слушание мы помогаем ребенку, да и взрослому, жить в моменте (ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС), мы помогаем ребенку адекватно воспринимать реальность и понимать себя, оставляя его идентичность "Я" ему на самоопределене. Кто Я? Ответ приходит сам, когда человек живет, исходя из творчества, получая удовольствие от того, что делает. И когда человек творит, то его работа становится и высокооплачиваемой и востребованной. Поэтому главная задача родителей и родственников - просто быть наблюдателями того, что делает их ребенок.
No comments:
Post a Comment